Копирайтер не телепат или как научиться с «талантом» разговаривать
Возложить ответственность за неудачи на кого-то другого всегда проще, чем анализировать собственные ошибки и сделать выводы. Но уметь признавать свои промахи необходимо! Особенно, заказчикам новых интересных и качественных статей и копирайтерам, которые над ними будут трудиться.
Многим из них хорошо знакомо, когда написанный копирайтером труд не соответствует или не принимается заказчиком. Зачастую это связано с тем, что заказ был о пандусах, а работа написана о вантузах. И уже не важно, есть ли там ключевые фразы, какой уровень тошноты и полный объем работы, в каком стиле изложен материал. Она не подходит! Заказчик обижен безрезультатностью, а копирайтер негодует о потраченном зря времени и силах. Хорошо знакомо, правда!? Стараясь спихнуть вину на другого, виноватыми в неприятной ситуации остаются оба. Ведь обо всем следует договариваться заранее! И единственное правильное решение – грамотное и продуманное техническое задание для исполнителя. Только такой подход позволит исполнителю не «писать о том, не знаю о чем».
ТЗ для копирайтера и его составляющие
Если у исполнителя все начинается с подбора и систематизации информации для будущей обработки, то у заказчика – из составления грамотного технического задания, где будут указаны все важные аспекты и его пожелания.
Аспект I: определение целей для будущего текста и его вида
Чтобы текст «работал» правильно, нужно заранее определиться с его функциональностью. Заказываемый текст может быть:
- информационным, новостным или художественным (используется с целью повышения посещаемости страницы в сети);
- статьей с элементами SEO (необходима для продвижения сайтов на первые позиции в поисковых запросах);
- продающим или рекламным (применяется для активного убеждения читателя в необходимости приобрести или заказать определенную услуги или товар);
- PR-статьей (работающей на создание положительной репутации компании или частного лица);
- аналитическим (преподносящим информацию о чем-либо как результат проведенных исследований, используется для повышения авторитета и популярности сайта среди целевой аудитории пользователей).
Перечисленные виды текстов являются основными, поскольку загрузка общего списка всех возможных типов статей приведет к необходимости перезагрузить сервер.
Определившись с подходящими функциями для будущего текста, заказчик сделал лишь первый пункт подготавливаемого ТЗ для копирайтера.
Аспект II: элементы работы копирайтера, котрые необходимо указать в ТЗ для копирайтера независимо от функциональности текста
Какой бы задачей не была наделена будущая статья, есть ряд обязательных требований для создаваемого технического задания. В перечень обязательных требований к тексту входит:
- предполагаемый объем текста, который указывается количеством символов без учета пробелов;
- допустимые сроки выполнения предоставленного заказа;
- краткая характеристика целевой аудитории;
- допустимые литературные стили в изложении будущего материала;
- пожелания заказчика к процессу форматирования статьи (это касается среднего объема абзацев, наличия многоуровневых подзаголовков, списков, таблиц, диаграмм и рисунков);
- источники информации, которые по мнению заказчика являются авторитетными для обработки;
- данные о том, на какой странице будет расположен будущий текст, месте дальнейшей публикации уже готовой статьи;
- дополнительные пожелания заказчика.
Аспект III: элементы технического задания, характерные для каждого из видов текста отдельно
Определив основные требования для будущей статьи, заказчику работы важно конкретизировать наличие элементов и требований уже согласно выбранному типу текста.
Для качественного результата работы над информационными статьями в техническом задании для копирайтера важно указать способ проверки достоверности собранных данных. К примеру, указать источник в сети, где все факты проверены и соответствуют действительности.
В подготовке художественного текста необходимо определить подходящий жанр будущего произведения.
А в новостных статьях должна использоваться только свежая и проверенная информация.
В ТЗ с написанием SEO-текстов обязательно предоставляется точный перечень ключевых фраз и слов с указанием количества прямых повторений, а также возможности использовать косвенные вхождения.
Если статья будет размещена на другом ресурсе, важно указать анкоры для перехода на нужный сайт.
Анкором называется текст ссылки на определенную страницу в сети.
Чтобы получить желаемый результат в виде рекламного или продающего текста, заказчику важно предоставить исполнителю:
- подробное описание продукта или услуги;
- важные преимущества и особенности продукции или самой компании, которые выделяют их на фоне конкурентов;
- отдельные пункты, о которых следует упомянуть в работе;
- конкретные нюансы, о которых лучше не писать;
- важная информация о компаниях – конкурентах;
- предполагаемые критерии оценки будущего текста и планируемый уровень его конверсии (процентное соотношение между общим количеством людей, которые узнали о новой продукции и теми, кто произвел ее заказ или покупку);
- список ссылок на страницы, где есть подобные продающие тексты и по мнению самого заказчика являются удачными. Не стоит требовать от копирайтера скрупулезного выполнения всех перечисленных пунктов. Зачастую автор лучше знает и чувствует, как текст сможет дать большего результата в каждом конкретном случае.
При создании статьи с целью улучшить или сформировать положительную репутацию компании или же конкретного человека копирайтеру понадобится информация:
- о биографии или истории субъекта;
- о фактах уже достигнутых высот развития и роста;
- о планируемой в дальнейшем стратегии поведения или деятельности;
- о возможной благотворительности или проведенных социальных акциях;
- о статистических данных и имеющихся отзывах.
В работе над аналитическими статьями копирайтеру обязательно нужна четко сформулированная задача и максимальный доступ ко всем важным фактам, исследованиям и суждениям. В техническом задании для аналитических работ заказчик может рекомендовать подходящую логику подачи материала и желаемую структуру текста.
Грани разумного в техническом задании для копирайтера
Все указанные перечни являются максимальными и предоставляют все возможные нюансы подготовки ТЗ для копирайтера. Они не должны все присутствовать в одном требовании к тексту.
Не стоит чрезмерно увлекаться требованиями! Необходимо лишь выбрать те параметры, которые для заказчика являются самыми главными. Только так результат сможет соответствовать заявленным требованиям, оставив при этом автору возможность творческого подхода к работе и написания по праву вдохновляющей статьи.